Цена бензина

Только ленивый не говорил по проблеме развернувшегося недавно в стране топливного кризиса, когда образовался дефицит бензина и цены на него вновь подскочили. На Алтае это произошло в первую очередь в силу неразвитости рынка и ограниченности круга топливных оптовых поставщиков, поэтому для нас эта тема особенно актуальна. Занятно, что этот вопрос был озвучен самими бензиновыми трейдерами публично ещё 21 апреля, но никто не шевелился пока по традиции петух не клюнул и бензин таки кончился. И даже тогда вместо того что бы хотя бы услышать старый клич торговцев, кое-кто из местных чиновников по традиции уже успел обвинить в этом злобных спекулянтов, однако давайте рассуждать логически.

А перед этим сразу отмечу, что я в этой теме далеко не оригинал, масса умного народу давно уже расставили точки над i, но понимания проблемы, к сожалению, до конца нет, ни у широкой публики, ни у многих чиновников.
Мировые цены на нефть растут на фоне дестабилизации в нефтеносных арабских регионах и бучи что там американцы затеяли с борьбой за демократию. Экспорт становится более выгодным.
При этом внутри России галопирующая инфляция в районе 10% в год, спасибо Центробанку. Т.е. цены неизбежно при такой инфляции, минимум на одну десятую ежегодно должны расти, что бы в убытки не выходить, винить в этом предпринимателей — мягко говоря, не очень корректно.

Поэтому было бы странно если бы цены, в том числе на топливо, не росли. И вот в этих условиях, под давлением оппозиционных популистов, государство идёт на ручное регулирование цен, принуждая их снижать. Что делают трейдеры? Становятся на грань разорения, в условиях, когда оптовая продажа стремительно приближается к розничной, а крупные игроки, разумеется, перенаправляют товар на экспорт. В результате внутренний рынок всхлапывается, получается дефицит и топливо вообще пропадает с заправок, или его цена подскакивает донельзя. Повинны ли в этом капиталисты? Не уверена.
И это при том, что в цене топлива до 60% составляют различные налоговые издержки в виде акцизов, НДПИ и НДС. При этом топливные акцизы планируется лишь повышать. Обратите внимание, речь идёт не о тех углеводородах, что идут на экспорт, а о нашем, внутрироссийском потреблении и платят за всё это в конечном итоге потребители, получая вдвое более дорогой бензин, чем он бы мог быть.

Конечно, не обходится здесь дело и без госкорпораций, например Роснефть и Газпромнефть являются безусловными доминантами на нашем региональном рынке и конкуренция в этих условиях оставляет желать лучшего. И хотя Медведев недавно заявил о необходимости выведения из управления госкомпаний крупных чиновников, и вообще в стране вреди бы заявлена вторая волна приватизации, но не стоит рассчитывать на то что сверхприбыльные нефтяные гиганты будут расчленены и приватизированы. А значит почти монопольное положение на рынке будет сохранятся и дальше, со всеми причитающимися издержками.

- регулирование цен
- грабительские налоги на внутрирроссийское топливо
- госкорпорации не дающие развиваться нормальному и децентрализованному рынку

Вот три слагающих топливной проблемы которая обходится нам в колоссальные издержки, снижающие конкурентоспособность всей страны. Учтите, что завышенная цена топлива закладывается в транспортные издержки для всех остального. А теперь нас ещё и дефицит расчудесный стал посещать.
Всё что нужно, что бы на голову сделать Россию конкурентоспособнее — приватизировать госкорпорации, снять внутренние целевые налоги и отказаться от регулирования цен. Это бы гарантировало не повторение рецидивов топливного кризиса (а иначе они будут, тут и сомнений нет), сразу бы снизило примерно вдвое цены на топливо, и заложило бы основу для их дальнейшей оптимизации.
Проблемы решают вполне просто, волевым политическим решением. Однако его то, как раз и не хватает. Будем надеяться, что не на долго.

Молодежные праймериз 2011. Официальный клип