link0 link1 link2 link3 link4 link5 link6 link7 link8 link9 link10 link11 link12 link13 link14 link15 link16 link17 link18 link19 link20 link21 link22 link23 link24 link25 link26 link27 link28 link29 link30 link31 link32 link33 link34 link35 link36 link37 link38 link39 link40 link41 link42 link43 link44 link45 link46 link47 link48 link49 link50 link51 link52 link53 link54 link55 link56 link57 link58 link59 link60 link61 link62 link63 link64 link65 link66 link67 link68 link69 link70 link71 link72 link73 link74 link75 link76 link77 link78 link79 link80 link81 link82 link83 link84 link85 link86 link87 link88 link89 link90 link91 link92 link93 link94 link95 link96 link97 link98 link99 link100 link101 link102 link103 link104 link105 link106 link107 link108 link109 link110 link111 link112 link113 link114 link115 link116 link117 link118 link119 link120 link121 link122 link123 link124 link125 link126 link127 link128 link129 link130 link131 link132 link133 link134 link135 link136 link137 link138 link139 link140 link141 link142 link143 link144 link145 link146 link147 link148 link149

Цена бензина

Только ленивый не говорил по проблеме развернувшегося недавно в стране топливного кризиса, когда образовался дефицит бензина и цены на него вновь подскочили. На Алтае это произошло в первую очередь в силу неразвитости рынка и ограниченности круга топливных оптовых поставщиков, поэтому для нас эта тема особенно актуальна. Занятно, что этот вопрос был озвучен самими бензиновыми трейдерами публично ещё 21 апреля, но никто не шевелился пока по традиции петух не клюнул и бензин таки кончился. И даже тогда вместо того что бы хотя бы услышать старый клич торговцев, кое-кто из местных чиновников по традиции уже успел обвинить в этом злобных спекулянтов, однако давайте рассуждать логически.

А перед этим сразу отмечу, что я в этой теме далеко не оригинал, масса умного народу давно уже расставили точки над i, но понимания проблемы, к сожалению, до конца нет, ни у широкой публики, ни у многих чиновников.
Мировые цены на нефть растут на фоне дестабилизации в нефтеносных арабских регионах и бучи что там американцы затеяли с борьбой за демократию. Экспорт становится более выгодным.
При этом внутри России галопирующая инфляция в районе 10% в год, спасибо Центробанку. Т.е. цены неизбежно при такой инфляции, минимум на одну десятую ежегодно должны расти, что бы в убытки не выходить, винить в этом предпринимателей — мягко говоря, не очень корректно.

Поэтому было бы странно если бы цены, в том числе на топливо, не росли. И вот в этих условиях, под давлением оппозиционных популистов, государство идёт на ручное регулирование цен, принуждая их снижать. Что делают трейдеры? Становятся на грань разорения, в условиях, когда оптовая продажа стремительно приближается к розничной, а крупные игроки, разумеется, перенаправляют товар на экспорт. В результате внутренний рынок всхлапывается, получается дефицит и топливо вообще пропадает с заправок, или его цена подскакивает донельзя. Повинны ли в этом капиталисты? Не уверена.
И это при том, что в цене топлива до 60% составляют различные налоговые издержки в виде акцизов, НДПИ и НДС. При этом топливные акцизы планируется лишь повышать. Обратите внимание, речь идёт не о тех углеводородах, что идут на экспорт, а о нашем, внутрироссийском потреблении и платят за всё это в конечном итоге потребители, получая вдвое более дорогой бензин, чем он бы мог быть.

Конечно, не обходится здесь дело и без госкорпораций, например Роснефть и Газпромнефть являются безусловными доминантами на нашем региональном рынке и конкуренция в этих условиях оставляет желать лучшего. И хотя Медведев недавно заявил о необходимости выведения из управления госкомпаний крупных чиновников, и вообще в стране вреди бы заявлена вторая волна приватизации, но не стоит рассчитывать на то что сверхприбыльные нефтяные гиганты будут расчленены и приватизированы. А значит почти монопольное положение на рынке будет сохранятся и дальше, со всеми причитающимися издержками.

- регулирование цен
- грабительские налоги на внутрирроссийское топливо
- госкорпорации не дающие развиваться нормальному и децентрализованному рынку

Вот три слагающих топливной проблемы которая обходится нам в колоссальные издержки, снижающие конкурентоспособность всей страны. Учтите, что завышенная цена топлива закладывается в транспортные издержки для всех остального. А теперь нас ещё и дефицит расчудесный стал посещать.
Всё что нужно, что бы на голову сделать Россию конкурентоспособнее — приватизировать госкорпорации, снять внутренние целевые налоги и отказаться от регулирования цен. Это бы гарантировало не повторение рецидивов топливного кризиса (а иначе они будут, тут и сомнений нет), сразу бы снизило примерно вдвое цены на топливо, и заложило бы основу для их дальнейшей оптимизации.
Проблемы решают вполне просто, волевым политическим решением. Однако его то, как раз и не хватает. Будем надеяться, что не на долго.

Молодежные праймериз 2011. Официальный клип